четверг, 24 мая 2012 г.

Введение в Ветхий Завет. Книга 2. Первый отдел Подлинность Пятикнижия


Положительные доказательства подлинности Пятикнижия.
…Такое же значение Пятикнижие имело и для пророков. Пророческая деятельность состояла в сохранении среди еврейского народа тех надежд и обетовании, которые возвещены были его предкам, и в поддержании среди него того нравственного настроения, которое требовалось его призванием и очерчено в Пятикнижии. Без последнего немыслимы пророческая деятельность и письменность, и Пятикнижие отражается во всех пророческих речах. Первый из пророков-писателей Авдий основывается в пророчествах об Идумее (17-19 ст.) на Пятикнижии (Числ.24:18-20). Пророк Иоиль, припоминая исторические повествования и пророчества Моисея, что общенародное покаяние умягчает Божий гнев и низводит милость Божию на остаток Израиля (Исх.32:14; 34:6; Лев.26:40-45; Втор.30:1-8), призывает народ в храм умолять Бога об избавлении от саранчи и опустошения (Иоил. 1-2 глл.). Он упоминает о саде Едемском (Иоил.2:3 = Быт.2:8; 13:10). Упоминаемые Иоилем знаки поста: вретище, пепел, молитва во храме, жертвы, покаяние — основаны на законах Моисея (Лев.16 гл.). Пророк Амос строго порицал израильтян за нарушение закона Иеговы и Его заповедей (2:4, 8 = Исх.22:26). Чтобы устрашить современников будущими бедствиями, пророк уподобляет последние погибели Содома и Гоморры (4:11 = Быт.19 гл.; Втор.4:24). Он вспоминал жертвенные законы (5:21-22), постановления о долгах и займах (2:8 = Исх.22:25-26), о назорейских обетах и порицал нарушение их израильтянами (2:11-12); осуждал Вефильский культ (3:14); вспоминал исход из Египта, истребление аммореев, сорокалетнее странствование и проч. (2:10). Пророчество его о спасении остатка Израиля (9:8-10) основано и воспроизводит мысли и слова Пятикнижия (Втор.30:3-6; Лев.26:40-49). Пророк Осия порицал священников за то, что они, вопреки Моисеевым узаконениям, забыли закон Бога (4:1-6); он же порицал израильский народ за нарушение Господня завета, грехи против Божия закона (6:7). Господь "написал Израилю" важные законы, но последний счел их чуждыми (8:12 = Втор.31:9, 24). Народ "прелюбодействует" против Бога, своего "мужа," и должен быть судим "судом прелюбодейц" (2:1-17 = Втор.7:8, 13; 31:16; Лев.17:7; 20:5-6; Исх.34:16). Особенно глубокую ненависть в пророке возбуждал самарийский телец, участь коего должна быть сходна с участью Ааронова тельца (8:6 = Исх.32:20). Время патриархов, исход из Египта, последующее проявление Господней любви к еврейскому народу, погибель Адамы и Севоима вспоминаются пророком (11-12 глл.). Когда еврейский народ обратится к Богу, то, по пророчеству Осии, придет к Нему с узаконенными Моисеем Жертвенными дарами (Ос.14:2-3 = Исх.23:15; 34:20). Речи пророка Исайи ясно отражают на себе влияние Пятикнижия. Первая его речь составляет воспроизведение пророчеств Моисея. "Слушайте небеса и внимай земля," — начинается она так же, как и прощальная речь Моисея (Ис.1:2 = Втор.32:1-6). "Господь воспитал и возвысил сыновей Своих, а они возмутились и огорчили Его," — продолжает пророк пользоваться терминологией Моисея в истории еврейского народа, первенца Божия, многократно огорчавшего своего Отца (Ис.1:24 = Втор.14:1; 32:1-6, 20; Исх.4:22; Числ.17:6). Израиль, народ Божий, долженствовавший быть святым, обременен беззакониями, сделался племенем злодеев, уподобился Содому и Гоморре, и за это исполнилось над ним с буквальной точностью пророчество Моисея: земля его опустошена, города сожжены, поля поедены чужими (Ис.1:3-8; 3:9 = Исх.19:6; Быт.19:24-28; Лев.26:33; Втор.28:33, 50, 51). Но за грозными пророчествами следуют утешения о спасении "святого остатка" согласно также пророчествам Моисея (Ис.1:19 = Втор.28:3; 30:15, 19). В последующих речах Исайи также видно влияние Пятикнижия. Например, Ис.6:5: "погиб я, потому что видел Господа Саваофа" (= Исх.33:20). Упоминается о переходе через "море Египетское" (Ис.11:15) и о песни Мариами (Ис.12 = Исх.15 гл.). В 24:18 — "окна небесной тверди разверзутся," как при потопе (Быт.7:11). Пророк упоминает о книге Господней (34:16) с пророчествами об Эдоме, заключающимися в Пятикнижии (Числ.24:18), и предвозвещает, что "один прогонит тысячу" (Ис.30:17 = Втор.32:39). Вообще в каждой главе и стихе Исайи видно Пятикнижие. Пророк Михей упоминает о Валаке и Валааме (6:6 = Числ.22-24 глл.), о земле Немврода (5:6 = Быт.10:10); уподобляет свои речи "дождю падающему на траву" (5:7 = Втор.32:32), "судится" с народом словами Второзакония (6:1-3:13-16 = Втор.28:10, 12). Также многочисленны цитаты у пророков Наума, Аввакума и Софонии. Пророк Иеремия, происходивший из священнического рода, постоянно воспроизводит в своих речах мысли и учение Пятикнижия. Он начинает свои обличительные речи воспоминанием о "днях юности" еврейского народа, его избрания и водительства по пустыне, описанных в Пятикнижии (Иер.2:2 = Числ.10-20). Израиль был тогда "святынею Господа," начатком плодов Его (2:3) — продолжает пророк пользоваться терминологией Пятикнижия (Исх.19:6). Несмотря на то, что Господь чудесно спасал евреев во время странствования по пустыне, народ оставил Его, священники, на которых возложена была Моисеем преимущественная обязанность знать Божий закон и учить ему евреев, забыли его (2:8 = Втор.33:10). Законы и заповеди даны были Богом евреям по исходе их из Египта (7:22-23) и сохранялись не устно, а в писании (8:8). Возвещая будущие бедствия, пророк Иеремия пользуется пророчествами Моисея о страданиях от народа "грубого, с глухою и невнятною речью, с языком непонятным," — от народа, который "издалека прилетит подобно орлу и будет все поедать" (Иер.4:13, 26-27; 5:15; 6:22-23 = Втор.28:48-52; Лев.26:31). Но когда народ в плену и рассеянии вспомнит о своих грехах и обратится к Богу, то Господь смилуется над ним, соберет из рассеяния и возвратит на родину (Иер.12:15-16 = Лев.26:44-46). Вообще, в каждой главе и в каждой речи Иеремии можно найти множество указаний на Пятикнижие, его законы и историю…
…Приведенным внешним свидетельствам соответствуют внутренний характер и содержание Пятикнижия. Содержание его соответствует времени жизни Моисея, потому что описывает события, случившиеся до него и при нем (исключая последних восьми стихов Второзакония, повествующих о смерти Моисея и принадлежащих по преданию Иисусу Навину). Так, повествования книги Бытия, по своему плану и характеру, составляют введение ко всей современной Моисею истории Церкви Божией на земле. Все события кн. Бытия описываются как приготовление к завету между Богом и людьми, при посредстве Моисея. Без повествования о Боге-Творце, семидневном творении, как основе седмичных ветхозаветных счислений, и о грехопадении немыслима вся дальнейшая история человечества по Пятикнижию. В дальнейшем повествовании излагается история "сохранения" семени жены до потопа и после потопа. История потомков Сифа, призывавших "Иегову" (Быт.4:23): Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, их веры и обетовании, их странствований по святой земле и завещания перенести кости "в землю посещения" — все это описано как введение в историю современного Моисею Израиля, шедшего в эту "землю посещения" и имевшего овладеть ею. Кратко говоря, книгу Бытия нельзя читать без современной Моисею истории Израиля и без книги Бытия нельзя понять и читать историю и дела Моисея. А дела Моисея и его времени нельзя, с другой стороны, писать и читать без лица Моисея — избранника Божия. Вообще, по справедливому выводу богословов, книга Бытия написана для иудеев, шедших из Египта занять обетованную землю, "освященную" их предками, жившими и служившими Господу в ней…
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий