среда, 23 мая 2012 г.

Введение в Ветхий Завет. Книга 2. Четвёртый отдел. Книга пророка Иеремии

Книга пророка Иеремии.

…Пророчество это произнесено, вопреки заверениям критиков, в эпоху Иеремии, на каковую только и могут указывать следующие слова: Израиль — рассеянное стадо, львы разогнали его, прежде объедал его царь ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь вавилонский, и кости его сокрушил (Иер.50:17; ср. 51:34). Только в эпоху Иеремии мыслимо подобное указание на Навуходоносора, как на "последнего" царя. В числе главных врагов Вавилона упоминаются лишь "цари мидийские" (51:11, 28), а не персы, о которых говорят позднейшие пророки (Дан.6:8, 28) и священные историки (1Езд.1:1-5). И это указание принадлежит, таким образом, Иеремии. На то же указывают следующие выражения пророка: "Господь воздаст Вавилону и халдеям, за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших (Иер.51:24), т. е. иудеев — современников пророка Иеремии. Пророк говорит: "будут спрашивать о пути к Сиону и обращая сюда (ср. Быт.45:8; 1Цар.20:21) лица говорить" (Иер.50:5). Очевидно пророк жил в Иерусалиме и близ Сиона. Также: "вспомните издали об Иегове" (Иер. 51, 50). Затем, рассматриваемые пророчества очень сходны по мыслям и языку с пророчествами Иеремии. Так, они составляют раскрытие общей мысли о падении Вавилона, высказанной Иеремией в 25:26 о царе Сесахе, причем в обеих речах Вавилон называется символическим именем Сесах (Иер.25:26 = 51:41). Сходство в языке, оборотах речи, грамматике, орфографии, символизме собственных имен и т. п. признаках, рассматриваемых речей с неоспоримо подлинными речами Иеремии признано всеми исследователями и породило даже два довольно курьезных предположения. Одни ученые — Кнобель, Эвальд, Корнилль, Нэгельсбах и др., — построили на этом сходстве возражение, что "Иеремия не мог так повторяться, как он повторяется в этих речах," а потому эти речи не подлинны… Второе предположение подобно же сему: очевидно позднейший "фальсификатор" намеренно "подражал" или "подделывался" под язык Иеремии, чтобы "лучше выдать свое произведение за произведение великого древнего пророка" (Cornill. Einl. 165 s.). Об обоих этих соображениях, кажется, можно сказать латинской поговоркой: sapienti sat, ибо они достаточно сами обнаруживают свою несостоятельность. — Итак, имеем право при изложенных положительных доказательствах считать речи пророка Иеремии о падении Вавилона богодухновенным писанием Иеремии…

Комментариев нет:

Отправить комментарий